Кёнигсбергский замок, заложенный после покорения Самбии, стал рыцарским символом скорого успешного покорения остальной части земель пруссов и появления государства Тевтонского ордена. Он был резиденцией маршала, Магистра, здесь дважды короновались монархи Пруссии. С замка началось формирование города на Прегели, который некоторое время был столицей государства, затем провинции, а сейчас это наш любимый Калининград. Сразу оговорюсь, что в этом материале поговорим только о замке, пока не касаясь замковой слободы и городов, сформировавших единый Кёнигсберг.
Первое поселение на месте будущего Кёнигсберга, сформировавшееся задолго до прихода Тевтонского ордена, называлось Твангсте (по-прусски: Twangste, Tuwangste), что значит «Дубовый лес». Оно представляло собой классическое прусское городище, стоящее на холме близ места слияния двух рукавов реки со множеством имён. В античные времена именовалась Гутталус или Хронус. В старопрусский период упоминалась как Скара («изогнутая») и Липса («липовая», «приклеиваться»).
Ко времени прихода рыцарей река называлась Прегора, Пригора, Прегара, Прегиле. Несколько вариантов перевода («уносящая в иной мир», «бездна», «пропасть») этих старых прусских слов даёт нам понимание, что одна из главных рек прусской земли имела сакральное значение - связывала умершего с загробным миром языческого бога Патолло (Пиколлос). Немцы позаимствовали прусское имя реки, но сделав его более привычным для своего слуха - Прегель (нем.Pregel). Советская власть внесла финальное изменение, которым мы пользуемся сейчас – Преголя.
Жители Твангсте не только контролировали важный морской путь, но и занимались защитой Священного леса, расположенного поблизости. Ниже, вдоль берега реки, было еще несколько поселений: небольшой порт Липник (Lipnick) и фермерские деревни - Заккайм (Sakkeim) и Траккайм (Trakkeim). По реке в районе городища проходила граница прусских земель: севернее - Самбия, южнее – Натангия. Между двумя её руслами находилось три острова, через средний и самый маленький (будущий город Кнайпхоф) была устроена переправа.
Ядром Твангсте являлось деревянное укрепление, форт. Когда оно было заложено неизвестно, но для истории сохранился ещё один любопытный вариант названия готского происхождения, в нескольких вариациях: Конинсберг (Konynsberg), Конунгаберг (Konungaberg), или Кунигсберг (Kunigsberg). Как вы можете заметить, в корне присутствует два слова: «кунигс» - «король, князь» и «берг» - «гора». Исходя из этого можно предположить, что к идее строительства форта могли быть причастны варяги.
Тевтонский орден начал свой официально «крестовый поход против последних язычников Европы» (а в действительности он имел своей задачей завоевание территории пруссов с целью постройки первого рыцарского государства) в 1231 году. Давалось им это с большим трудом. За четверть века сменилось шесть Магистров, которые смогли лишь подвести свои войска к Самбии (совр. Калининградский полуостров) и реке Прегель, но не захватить эти языческие земли.
Тем временем купцы из немецкого Любека уже вынашивали планы по основанию города на важной для торговли реке и даже вступили с тевтонцами в переговоры. 31 декабря 1242 года в городе Торн (совр. Торунь, Польша) была заключена договорённость между тевтонским ландмейстером Генрихом фон Видой и магистратом Любека о том, что Ганза построит в устье Прегели большой вольный град. Но, когда дело дошло до реализации проекта, тевтонский ландмейстер Пруссии Отто фон Остерн оказался его противником. Во-первых, в самом разгаре было Первое прусское восстание и Орден не мог позволить себе тратить силы еще и на оборону строителей города. Во-вторых, рыцарям, проливающим кровь за покорение земель, не хотелось её отдавать каким-то любекским торговцам.
И всё же в 1246 году епископ Хайденрайх Кульмский, являясь председателем Третейского суда, постановил: «Любекам позволить закладку крепости». Есть версия, что купцы всё же построили замок на большом острове на Прегеле, близ современного города Светлый. Вот только тот остров ушёл под воду, а история эта теперь является не более, чем легендой.
Зимой 1253 года рыцари предприняли первую попытку зайти на земли самбов. Переправившись через залив Фришес, войско комтура Кристбурга Хайнриха фон Штанге в районе поселения Гирмов (совр. Русское) вступило в бой с самбийским войском. Численно проигрывая врагу, тевтонцы отступили. В том сражении погиб комтур и его брат. Стало понятно, что собственными силами Орден не сможет завоевать Самбию. По землям Священной римской империи германской нации был брошен клич о помощи.
Откликнулся чешский «Король Железный и Золотой» Отакар II(чех. Premysl Otakar II, нем. Ottokar II) из династии Пржемысловичей, который в декабре 1254 года вышел из Праги в сторону прусских земель. В те времена трепетно относились к символизму: есть версия, что войско отправилось в поход в день почитания Святителя Николая (Угодника, Чудотворца), именно поэтому его стали считать небесным покровителем будущего Кёнигсберга.
Отакар II ступил на земли самбов 9 января, а уже 13-го, после захвата Тапиов (совр. Гвардейск), закончившего Самбийский блицкриг, по устью реки Прегель прибыл к Твангсте. Чешские летописцы утверждают, что тогда чешский король и предложил Магистру Поппо фон Остерну заложить в этом месте крепость, которая станет рыцарским форпостом в Самбии.
После отступления холодов, летом (по другой версии – в сентябре) 1255 года на юго-восточном склоне Твангсте, предварительно вырубив Священный лес, где язычники делали жертвоприношения, рыцари построили небольшую деревянную крепость, в которой расположился гарнизон во главе с вице-ландмейстером Ордена в Пруссии и комтуром Самбии (Замланда) Бурхардом фон Хорнхаузеном. В современной системе координат то укрепление из земли и дерева стояло восточнее Дома Советов, ближе к спуску к универсаму «Московский».
С возведением фортификации, появляется и имя Кёнигсберг (нем. Königsberg) – «Королевская гора». Изначально оно принадлежало только крепости (нем. Königsberger Schloss).
Вот как происхождение названия объяснял хронист Тевтонского ордена Петр из Дусбурга: «После ухода господина короля Богемии магистр и братья успешно приготовили все необходимое для строительства и, взяв с собой верных себе пруссов, с большим войском пошли в год от Рождества Христова 1255 и в том месте, которое ныне называется старым замком, построили замок Кёнигсберг, назвав его в честь короля Богемии Королевским замком (у пруссов он называется Тувангсте от названия леса, бывшего в этом месте), оставив там комтуром брата Бурхарда фон Хорнхаузена со многими братьями и оруженосцами».
Так, всего лишь по одной записи, появилась крайне спорная этимологическая версия, связанная с именем Отакара II. Но, важно не забывать про то, что летопись была написана уже после завоевания прусских земель, а сам текст больше напоминает политическое заигрывание с чехами.
А вот, что нам известно точно, так это то, что тевтонцы сами не придумывали названия, а пользовались следующими принципами: практически дословный перевод на немецкий уже имеющегося наименования поселения, переименование по созвучности, либо заимствование уже имеющихся имён в других странах. В нашем случае ничего и придумывать не пришлось.
Во-первых, достаточно вспомнить, что еще в доорденский период упоминался (скорее всего не прижившийся) готский топоним Конинсберг, который рыцарям необходимо было всего лишь сделать более понятным для немецкого слуха.
Во-вторых, воевавшие в Палестине тевтонцы были знакомы с сирийским укреплением под названием «Монт Рояль» - «Королевская гора». В-третьих, в Новой марке уже был город Кёнигсберг (нем. Konigsberg in der Neumark), ныне известный как польский Хойна.
На латыни тевтонский форпост писали, как Региус Монс (Regius Mons), Региомонти (Regiomonti), Региомонтана (Civitas Regiomontana), Региомонтум (Regiomontum). Позже: «Castrum de Conigsberg zu Zambia» - «Замок Кёнигсберг в Самбии». Именно такие надписи можно увидеть на старых картах.
В землях, соседних с Тевтонским государством, а затем Пруссией, Кёнигсберг именовали на свой манер. Все эти вариации так или иначе были связаны со словами «королевский», «замок», «город» и отличались лишь спецификой языка: Караляучус (Karaliaučius) у литовцев; поляки в разные периоды использовали форму Краловград (Kralowgród) и Крулевец (Królewiec); чехи использовали для города на Прегеле имя Краловец (Královec).
В русских летописях, книгах и атласах, Кёнигсберг изначально называли Королевец (Королевецъ). В России это название использовалось до Петра I, который наконец ввёл в оборот немецкий вариант. Впрочем, старорусское название можно было встретить и в более поздние времена. Так в заметках русских путешественников, оказавшихся в Пруссии после открытия железной дороги Берлин – Санкт-Петербург в 1861 году, по-прежнему можно прочесть упоминание Королевеца.
С этимологией разобрались, возвращаемся к истории.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис(Проект «Познавая Пруссию»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий