воскресенье, 15 июня 2025 г.

15 июня - Собор всех Святых, Петровское заговенье и Вьюн Зелёный: традиции, приметы

 


На праздник ныне, Вьюн Зелёный, шли за околицу с утра, а возвратясь, – молодожёнов, известно, чествовать пора. 
Те, кто в тот год сыграли свадьбы, всех встречных потчуют винцом, чтоб вечно были – тишь, да гладь бы в их жизни, связанной венцом. 
Детишкам к радости – конфетки, ломтём горячим – каравай, со звоном мелкие монетки — того им только подавай!
Но праздник шёл не в «полный профиль»: на огородах и в бору — пора окучивать картофель и драть дубовую кору. 
Ну а под вечер вновь гулянье — веселье игрищ допоздна: шли хороводы на поляне, венки сплетались из вьюна. 
Там у парней свои забавы. Что тут сказать о «мужиках» — В борьбе покажут ноне нравы, а норов свой – на кулаках.

В православном календаре:

  • Собор всех святых. Каждый крещеный человек может отметить именины в этот день, поскольку имеет своего небесного покровителя из числа прославленных Церковью святых.

Собор всех святых — переходящий праздник, дата которого зависит от празднования Пасхи. Его отмечают в первое воскресенье после праздника Святой Троицы, он завершает Пятидесятницу  и отмечается накануне начала Апостольского поста.  
 Праздник возник в IV–V веках, упоминается в текстах Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. Установлен в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы — в день сошествия Святого Духа на апостолов.
На литургии читаются Евангелие о Воскресении и послание к Евреям, где святые названы "облаком свидетелей". На вечерне осуществляются песнопения о праведниках, где их называют красивыми метафорами – «светилами», "божественным облаком".

Церковный праздник "Собор всех Святых" в народе именуется  "Петровским заговеньем" в связи с тем, что на следующий день начинается Апостольский или Петровский пост.

В этот день на Руси не принято поститься, но и чрезмерно веселиться, не рекомендовалось. Предки связывали праздник с «проводами весны» и символом этого дня, являлась – берёза.

Некоторые традиции, связанные с празднованием Собора всех святых:
  • Посещение храма и участие в Божественной литургии. Это возможность воздать хвалу Богу и всем святым, почтить их память и испросить молитвенного заступничества.
  • В этот день почитают не только своих именных святых, но и всех, кто особенно близок и дорог.
  • Православные чтут иконы Богородицы «Нерушимая стена» и «Умягчение злых сердец».

  • Испрашивание прощения у всех, кого могли обидеть, даже если это было неумышленно. Смирение и прощение — главные добродетели, отражающие дух праздника.

  • Дела милосердия. Особое внимание уделяется делам милосердия: подают милостыню нуждающимся, посещают одиноких, помогают больным или пожилым.

  • Питье только чистой воды — Считается благочестивым пить только чистую воду — как знак духовной чистоты.

  • Чтение житий святых. Можно читать жития святых, углубляться в понимание святости и размышлять о пути своего спасения.

  • Наблюдение за природой. Считалось, что ясная погода сулит добрый урожай, здоровье и благополучие в семье, а ветер и грозы — предвестники трудного периода.

Какие святые вспоминаются 15 июня:

  • День памяти Святителя Никифора Исповедника. 


Жизнеописание Святителя Никифора Исповедника

15 июня - день памяти святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольского († 828). Свя­ти­тель Ни­ки­фор Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле во вто­рой по­ло­вине VIII ве­ка. Глу­бо­кая ве­ра и го­тов­ность к по­дви­гу ис­по­вед­ни­че­ства бы­ли за­ло­же­ны в нем его ро­ди­те­ля­ми, Фе­о­до­ром и Ев­до­ки­ей. 

Они да­ли сы­ну на­сто­я­щее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, под­креп­лен­ное при­ме­ром их соб­ствен­ной жиз­ни. Отец его по­стра­дал как ис­по­вед­ник пра­во­сла­вия от им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (740–775). Мать, раз­де­ляв­шая все ис­пы­та­ния сво­е­го му­жа, по­сле­до­ва­ла за ним в из­гна­ние, а по­сле его смер­ти вер­ну­лась в Кон­стан­ти­но­поль и окон­чи­ла жизнь в ино­че­стве.

Свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил хо­ро­шее свет­ское об­ра­зо­ва­ние, но боль­ше все­го изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и чи­тал ду­хов­ные кни­ги. В цар­ство­ва­ние Льва IV (775–780) свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил зва­ние цар­ско­го со­вет­ни­ка. На­хо­дясь при цар­ском дво­ре, он про­дол­жал ве­сти стро­гую, доб­ро­де­тель­ную жизнь, твер­до хра­нил чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­но за­щи­щал по­чи­та­ние свя­тых икон. По­сле смер­ти Льва IV, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на VI (780–797) и его ма­те­ри свя­той Ири­ны, в 787 го­ду в Ни­кее был со­зван VII Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший ико­но­бор­че­скую ересь.

Глу­бо­ко зная Свя­щен­ное Пи­са­ние, свя­той Ни­ки­фор от име­ни им­пе­ра­то­ра вы­сту­пил на Со­бо­ре в за­щи­ту пра­во­сла­вия, чем ока­зал боль­шую по­мощь свя­тым от­цам Со­бо­ра. По­сле Со­бо­ра свя­ти­тель Ни­ки­фор несколь­ко лет оста­вал­ся при дво­ре, но пол­ная су­е­ты жизнь всё бо­лее и бо­лее тя­го­ти­ла свя­то­го. Он оста­вил служ­бу и по­се­лил­ся в уеди­не­нии, при Бос­фо­ре, про­во­дя жизнь в на­уч­ных тру­дах, без­мол­вии, по­сте и мо­лит­ве. Свя­той Ни­ки­фор по­стро­ил цер­ковь, ос­но­вал мо­на­стырь и вел стро­гую ино­че­скую жизнь еще до при­ня­тия ино­че­ско­го по­стри­га.

Никифор по­стра­дал как ис­по­вед­ник пра­во­сла­вия от им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва V Ар­мя­нина (813–820), яром при­вер­жен­це ико­но­бор­че­ской ере­си, для Церк­ви вновь на­чал­ся пе­ри­од смут и го­не­ний.

Свя­той Ни­ки­фор был со­слан сна­ча­ла в мо­на­стырь в Хри­со­поль, а за­тем – на ост­ров Про­кон­нис в Мра­мор­ном мо­ре. По­сле 13 лет ли­ше­ний и скор­бей 2 июня 828 го­да свя­той пат­ри­арх Ни­ки­фор скон­чал­ся в из­гна­нии.
 
13 мар­та 847 го­да нетлен­ные мо­щи свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра, про­ле­жав­шие в зем­ле 19 лет, с тор­же­ством бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль в со­бор­ную цер­ковь Свя­той Со­фии.

Свя­ти­тель Ни­ки­фор был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным де­я­те­лем сво­е­го вре­ме­ни, «укра­ше­ни­ем ве­ка и ка­фед­ры» и, мно­го по­слу­жив Церк­ви, оста­вил об­шир­ное ду­хов­ное на­сле­дие – мно­го­чис­лен­ные тру­ды ис­то­ри­че­ско­го, дог­ма­ти­че­ско­го и ка­но­ни­че­ско­го со­дер­жа­ния.

  • День памяти Великомученика Иоанна Нового, Сочавского. 

  • Великомученик Иоанн Новый, Сочавский — торговец, пострадавший мученически во времена гонений и удостоенный прославления за твёрдую веру.


Жизнеописание великомученика Иоанна Нового, Сочавского

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой"  И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. 

Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. 

С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

  • Память благоверной княгини Иулиании Вяземской, Новоторжской.

Жизнеописание Иулиании Вяземской

Содержимое ответа

  • Родилась в последней четверти XIV века. Происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых,была  дочерью боярина Максима Данилова. Иулиания была женой  князя Симеона Мстиславовича  Вяземского.
  • После завоевания Смоленска Литвой супруги разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. 
  • Прославилась Иулиания высоким супружеским целомудрием. Смоленский князь Юрий Святославич, прельщённый красотой Иулиании, воспылав страстью,  любыми путями пытался склонить её к прелюбодеянию.  Во время пира он убил её мужа и покусился на её целомудрие, но все усилия были тщетны. Защищаясь, Иулиания ударила его ножом, после чего была зверски убита.  Разъярённый  князь мечом отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу.  
  • Умерла  Иулиания 21 декабря 1406 года. 
  • Иулиания почитается как хранительница и защитница целомудрия. Она особо покровительствует тем, кто стремится праведно жить в браке, а также тем, кто избрал целомудрие главной стезёй своей жизни, принеся Господу монашеские обеты. 

  • Тело княгини чудесно обретено в 1407 году, когда оно против течения приплыло к городу. 
  •  Мощи Иулиании прославились многими чудесами. В последующие века был отмечен целый ряд исцелений, совершившихся от мощей Иулиании.

Некоторые чудеса, связанные с мощами благоверной княгини Иулиании Вяземской, Новоторжской:
  • Исцеление больного крестьянина. Весной 1407 года он увидел, что по реке Тверце плывёт тело убиенной княгини, и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент крестьянин исцелился от болезни.
  • Исцеление диакона. В 1598 году один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть могилу Иулиании. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время он провёл в тяжёлой болезни. Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. 
  • Исцеление больных. В 1815 году, когда разбирали старый Преображенский собор, стала видна часть гробницы Иулиании. Больные, касавшиеся её, получали исцеления.

  • День памяти Всех святые Христовых:  тех святых, чья святость не вошла в особый календарь, но показала силу благодати — от апостолов до мучеников, исповедников, праведников и поэтому считается полным собранием святости.

В народном календаре (2 июня по старому стилю):

  •  Вьюн зелёный, Вьюшник, Вьюнец, Юнины, Летний лапотник, Никифор дубодёр, Никифор.

 Традиции дня 15 июня

Самый разгар сезонных работ в поле, но в этот день гулянья начинались с самого утра. На Зелёные Святки не принято работать в поле, можно было только собирать ягоды и лечебные травы.

Вьюн, как считали наши предки, способствовал укреплению семьи, это основывалось на способности растения удерживать ветхие стены дома. 

В этот день на Руси было принято водить хороводы вокруг одиноко стоящей берёзы, ветви которой украшались цветными лентами. 

Девушки плели венки из вьюнов и других летних растений с мыслями о любимом человеке. Затем пускали их по воде, гадая, будет ли свадьба в этом году.

Если венок стремительно уплывал или кружился на воде – быть скорому замужеству, если утонул – не жди сватов.
На Никифора принято плести венки и гадать на суженого

Незамужние девушки плели венки из цветов и вьюна, хранили их до конца года – в надежде на скорое замужество.Венками украшали себя во время летних праздников.

Сплетенные сегодня веночки  использовали в качестве оберега от нечистой силы. Их вешали на птичниках, хлевах, амбарах и колодцах,чтобы отпугнуть злых духов,  а также раскидывали по полям и развешивали по садовым деревьям  для  богатого урожая.  Сторожилы верили, если разбросать венки по полю и развесить на деревьях, улучшится плодородие почвы и урожай будет богатым.

А ещё... для хорошего потомства венки скармливали скотине.

Венок в качестве оберега от нечистой силы

На Руси этот день посвящался встрече лета. На Никифора было принято шумно гулять, петь песни, печь пироги и поздравлять молодоженов. 

Для молодежи устраивались игры, соревнования и веселые танцы

"Вьюны" – песенные летние хороводы.

Летом у народа самый разгар страды. Работали в огороде и в поле, в лес ходили, грибы, ягоды собирали.

Но для молодежи работа не помеха, словно не чувствовали они усталости. Собирались вечером, пели песни, водили хороводы. Называли такие хороводы зелеными вьюнами.

Каждый себя показывал, парни - ловкость и силу, девушки - красоту, да мужа будущего себе присматривали.

Девицы сегодня плели венки из вьюнка и луговых трав. Незабудка, полынь и фиалка, и к ним добавляли дубовые ветки.

Когда венок сплетали, думали о парне, который понравился или уже даже полюбился. И если чары срабатывали, то в скором времени парень к девушке приходил, а она ему на голову свой венок одевала. Тогда называл молодец свою избранницу лебёдушкой или ладой и звал в хоровод пойти.

Из цветка-вьюнка сплетали девушки венки, на счастье, на суженых своих. Мыслями светлыми плели своё будущее.

Ещё венки сегодня плели потому, что в эти дни цветы особой силой обладали и их использовали в качестве оберегов.  Защищали такие венки от дурного глаза, от зависти и злых людей, от нечистой силы.

Чтобы в доме водились деньги, хозяйки пекли пироги и угощали не только родных, но и соседей. Обязательно откладывали кусочек для домового – задабривали хозяина дома, чтобы он оберегал жилище.

15 июня – удачный день для сбора земляники. В старину верили, что в середине июня ягоды особенно сладкие и полезные, а тот, кто наберёт их в этот день, весь год будет здоров.

С этого дня наступал сенокоc, также крестьяне приступали к окучиванию картофеля. Дубодеры начинали заготовку коры деревьев, которая необходима для выделки кожи.

Отойдут, бывало, срочные работы, мужики в лес - «драть лыко». С исподу золотисто-желтая, «соковая» береста легко отслаивается. Нет в ней прочности осеннего лыка, на летнюю же обутку вполне годится. 

Делали заготовки на туеса, пестери, корзины-малёнки, на чехлы для лопаток - точить косу, солоницы и прочие вещи домашней надобности. Срубленные березы пролысивались для просушки на дрова.

Начинали драть кору с дубов  для дубления, отсюда и название дня - "Никифор- Дубодер".

15 июня было принято печь каравай. Каравай в этот день символизировал солнце, семейное счастье, удачу и достаток, заканчивался день праздничным застольем.
Что можно и нельзя в праздник Вьюн Зелёный:
15 июня можно:
  • Собирать венки из трав, вьюна, шиповника. Это хороший оберег для защиты и привлечения в дом благополучия.
  • Устраивать семейные и молодёжные гуляния.
  • Накрыть стол с кашей и хлебом, пригласить на угощение родственников и близких.
  • Поблагодарить святых за урожай и попросить благословения на предстоящий пост.
  • Заготавливать сено и дрова.
  • Гадать на суженого.

15 июня нельзя:
  • Начинать пост до заката – по поверьям, это проявление неуважения к церковным правилам.
  • Плакать и жаловаться, наполнять вечер печалью,особенно стоит воздержаться от раздражительности, ссор и выяснения отношений -Так можно «отворотить от себя» духовную силу и весёлый настрой на лето.
  • Рубить деревья, заниматься ремонтом – подобные занятия в этот день считались опасными и могли принести беду.
  • Ломать венки или выбрасывать их на мусор – так предки могли лишиться благословения на урожай и домашний мир.
  • Купаться в водоёмах – накануне русальных гуляний они считались средой нечистой силы, близость к воде считалась опасной.

Народные приметы  15 июня

  • Июнь грозами богат. Коли грачи по траве ходят, быть дождю, а если играют, то погода хорошая будет.
  • Если каркают вороны – к ненастью.  
  • Соловей ночью поет - к солнечному дню.  
  • Кто на Никифора картофель полоть будет, у того он обязательно уродится крупный и вкусный. 
  • Если дождь сильный пойдет, то урожай грибов знатный будет.

Именины празднуют :

  • Иван, Константин, Дмитрий, Мария.

Люди, рожденные 14 июня под знаком Зодиака Близнецы – практичны, гибки, действуют быстро и решительно. Успешно преодолевают трудности, адаптируются к любым условиям и всегда добиваются успеха. Обладают шармом, харизмой и обаянием, любят быть в центре внимания. Легко находят общий язык с разными людьми, тонко понимают психологию, что позволяет им быть прирожденными лидерами и вдохновлять окружающих.

Свободолюбивые и независимые, они стремятся к прочным отношениям, но не чужды флирта. В любви предпочитают доминировать, добиваясь зависимости партнера, в том числе с помощью искусных манипуляций. Готовы к браку, находя в спутнике жизни надежную опору и советчика.


Комментариев нет:

Отправить комментарий