воскресенье, 13 июля 2025 г.

Празднование Собора двенадцати апостолов: Смысл и значение праздника

Фото: православная энциклопедия «Азбука веры»

Смысл и значение праздника

Празднование Собора двенадцати апостолов имеет глубокое догматическое и литургическое значение. Оно подчеркивает единство и согласие в истине тех, кто был поставлен Самим Христом как основание Церкви. Каждый апостол обладает своей историей, своим даром, своим местом в домостроительстве спасения, однако все они составляют единое благодатное собрание, единую силу, свидетельствующую о Христе до конца веков.

Праздник установлен с древности и связан с храмом Святых Апостолов в Константинополе, воздвигнутым святым равноапостольным царём Константином. Уже в IV веке свидетельства об этом дне содержатся в древних церковных календарях. В наши дни Церковь не только чествует каждого апостола в отдельные дни года, но соборно воскрешает их память, совершая торжественное богослужение и вознося особые молитвы.

Краткие жития двенадцати апостолов Христовых

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды, братом апостола Петра. Он первым откликнулся на призыв Христа и потому именуется Первозванным. Его путь пролёг от берегов Иордана через Малую Азию, Фракию, Скифию и Крым до самого Киова. Предание гласит, что он предсказал основание великого града — будущего центра православия. В городе Патры он был распят на кресте в виде буквы «Х», с которого два дня проповедовал, укрепляя народ в вере. Его смерть озарилась светом небесным — как знак духовной победы.

Апостол Варфоломей, которого отождествляют с Нафанаилом, был из числа двенадцати учеников и отличался чистотой сердца и глубоким богопознанием. После Пятидесятницы он проповедовал в Сирии, Индии и Армении, перевёл на местные наречия Евангелие от Матфея. В Армении исцелил царевну и обратил множество людей ко Христу. За это был подвергнут жестокой казни: его распяли, содрали кожу и обезглавили. Его мощи с почтением хранились в Липаре, затем перенесены в Рим, где стали источником мира и исцелений.

Апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, был призван Христом с лодки отца своего. Вместе с братом и Петром он входил в число ближайших учеников, присутствовал при Преображении и в Гефсимании. По Пятидесятнице он отправился в Испанию, где основал христианские общины, после чего вернулся в Иерусалим. Там он обличал иудеев, за что был схвачен и обезглавлен по приказу Ирода Агриппы — первым из апостолов принял мученическую смерть.

Апостол Иаков Алфеев, брат евангелиста Матфея, также был включён в число двенадцати. Проповедовал в Иудее и Египте, понёс страдания за Христа. Согласно различным источникам, он был либо побит камнями в Мармарике, либо распят на кресте в городе Острацине. Его апостольский подвиг проходил в тени более известных учеников, но Церковь чтит его как верного свидетеля Господа.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов, «ученик, которого любил Иисус», был братом Иакова Зеведеева. Он находился рядом со Спасителем при всех важнейших событиях, принял Пресвятую Богородицу в дом свой, стал автором одного из Евангелий, трёх посланий и Откровения. Умер в глубокой старости в Ефесе, не испытав насильственной смерти. Его погребение сопровождалось чудесами, а на месте его тела ежегодно появлялся благоуханный прах, исцеляющий больных.

Апостол Иуда Иаковлев, также называемый Фаддеем или Леввеем, был сыном Иосифа Обручника от первого брака, и потому братом Господним. Он написал Соборное послание, насыщенное догматической глубиной. Проповедовал в Сирии, Месопотамии и Армении, где принял мученическую смерть — был распят и пронзён стрелами. Его проповедь, как и всех апостолов, сопровождалась чудесами и укрепляла веру среди народов.

   Фото: православная энциклопедия «Азбука веры»

Апостол и евангелист Матфей, прежде мытарь Левий, был призван ко Христу прямо от сборного места налогов. Написал Евангелие для иудеев, подчеркивающее мессианское достоинство Христа. Проповедовал в Сирии, Парфии, Эфиопии. В последней он принял мученическую смерть — был сожжён за проповедь Евангелия. По его молитвам возник целебный источник, а местный правитель, принявший крещение, стал епископом.

Апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды Искариота путём жребия после Вознесения Христова. Он проповедовал среди иудеев и язычников, многие обратились через него ко Христу. Его мученическая смерть наступила в Иерусалиме или в Эфиопии — его побили камнями и обезглавили. Его жребий — быть поставленным Богом, а не людьми, — остаётся свидетельством промысла Божия о Церкви.

Апостол Пётр, старший из апостолов, был тем, кто первым исповедал Христа как Сына Божия. Его имя Симон было заменено Христом на Кифа — «камень». После трёхкратного отречения Пётр горько покаялся и был восстановлен в апостольстве. Его проповедь в день Пятидесятницы положила начало расширению Церкви. Он основал множество церквей, пострадал в Риме при Нероне и был распят вниз головой.

Апостол Симон Зилот, родом из Каны Галилейской, стал учеником после чуда претворения воды в вино. Он отличался ревностной верой, потому именуется Зилотом — «ревнителем». Его апостольское служение распространилось от Иудеи до Британии и Кавказа. Погиб мученически — по одним источникам был распилен, по другим распят.

Апостол Филипп был призван Христом в Галилее и привёл к Нему Варфоломея. Он участвовал в чуде насыщения, а также задавал Христу вопросы на Тайной Вечере. После Вознесения проповедовал в Азии, в городе Иераполе был распят. Его молитва спасла город от гибели. Его сестра Мариамна продолжила проповедь. Его глава почитается на Кипре.

Апостол Фома, известный как «неверующий», стал примером того, как сомнение может обратиться в твёрдую веру. После уверования он с ревностью принял апостольское служение. Проповедовал в Индии, где его мученически умертвили за обращение царского семейства. Его мощи почитаются на Афоне, в Индии и Венгрии.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий