Ежегодно 14 января православные верующие отмечают:
- Обрезание Господне — торжество, символизирующее необходимость соблюдения законов Божиих для всех верующих людей. В 2025 году оно выпадает на вторник.
- День памяти святого Василия Великого, философа и богослова, который много сил и внимания уделил литургическому творчеству.
Обрезание Господне — история православного праздника 14 января
Обрезание как обряд посвящения Богу существовало у многих древних народов, включая евреев. Проводить его начали еще в ветхозаветные времена.
По преданию, когда прародителю еврейского народа Авраму исполнилось 99 лет, к нему явился Господь и сообщил, что он даст начало великому роду с бесчисленным множеством потомков, который получит особое божественное покровительство. В честь этого Аврам и его супруга, 90-летняя Сара, получили новые имена — Авраам и Сарра. Им также было велено установить обряд обрезания для всех мужчин в роду.
На следующий день Авраам и его домочадцы исполнили волю Всевышнего, а через год Сарра родила столетнему супругу долгожданного сына Исаака. Согласно Божией заповеди, на восьмой день после появления на свет мальчик прошел через обрезание. С тех пор этот обряд совершался над каждым евреем мужского пола.
Христос тоже был потомком Авраама, поэтому обрезание было для него обязательным. Без него он не смог бы стать полноценным членом иудейского общества, так как необрезанные не имели права посещать храмы, совершать молитвы и жить в семье израильтян. Во время ритуала Богомладенец также получил имя Иисус, что означает «Спаситель».
Обрезание Господне в православии — значение
В Ветхом Завете обрезание рассматривалось не просто как один из обязательных ритуалов, а как форма договора между человеком и Богом. Проходя через эту процедуру, потомки Авраама и Сарры подчеркивали свою причастность к богоизбранному народу, а также обязались исполнять заповеди и вести праведный образ жизни. С духовной точки зрения обрезание также считалось ограничением плотских страстей и греховных устремлений.
Несмотря на то что Иисус, будучи Сыном Божиим, родился безгрешным и не нуждался в избавлении от мирских страстей, он всё равно прошел через обрезание. Согласно святоотеческому толкованию, таким образом Спаситель продемонстрировал неукоснительное соблюдение Божественного закона, явив пример праведного поведения людям. В то же время его покорность древним правилам подчеркивает, что Новый Завет не отменяет Ветхого и не противоречит ему, ведь право устанавливать новые законы имеет только тот, кто в точности соблюдает уже существующие.
В первые века христианской церкви Обрезание Господне также служило одним из доказательств того, что Иисус был настоящим человеком из плоти и крови, а не бесплотным духом, как полагали многие еретики, отрицавшие истинность земного воплощения Сына Божиего.
В 49 году на Апостольском соборе обрезание для христиан было официально отменено, а на его место пришло «урезание сердца» — святое крещение. С этого момента процесс посвящения человека Богу стал исключительно духовным. Теперь для причастности к церкви верующему требовалось совершить не внешний физический ритуал, а внутреннее усилие души.
Обрезание Господне – традиции
Торжество в честь Обрезания Господня было установлено в IV веке. Оно стало напоминанием для всех христиан о необходимости соблюдения законов, как божественных, так и человеческих. Поэтому в праздник верующим следует посетить храм, а если это невозможно — уделить время молитве дома.
Традиционно в честь праздника жители деревень собирались на общую трапезу. На стол ставили кутью и выпечку в форме разных животных. После окончания застолья на улице разжигали большой костер, в который бросали сноп пшеничных колосьев, а также старую одежду и другие ненужные предметы. Люди верили, что такой ритуал поможет избавиться от накопленного за год негатива и привлечь хороший урожай. Молодежь участвовала в различных играх, а незамужние девушки гадали на суженого.
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому Новый год в России следовало отмечать на европейский манер — 1 января. До перехода на григорианский календарь в 1918 году эта дата также совпадала с Обрезанием Господним.
Накануне торжества в Малороссии (современная территория Украины, Белоруссии, Польши и запада России) было принято "щедровать": ходить по дворам и петь особые поздравительные песни — щедривки. За это хозяева дома угощали гостей сладостями или отдавали им часть блюд с праздничного стола. В других регионах страны похожий ритуал существовал под названием «колядование». Его проводили во время Святок, чтобы отметить чудесное рождение Христа.
В России Обрезание Господне совпадало с несколькими важными торжествами. В этот день церковь также вспоминала проповедника Василия Великого, который считается изобретателем иконостаса.
Василий Великий
По церковному календарю 14 января поминают святого Василия Великого, философа и богослова, который много сил и внимания уделил литургическому творчеству.
Родился будущий святой в семье благородных и благочестивых родителей в Кесарии примерно в 330 году. Василий получил блестящее образование. Он учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, в школах Константинополя и в Афинах.
В Кесарию Василий вернулся примерно в 357-м, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, он был поставлен чтецом.
В 362 году Василия рукоположили в сан диакона, а в 364-м – пресвитера. Управление церковными делами к святому перешло в тяжелые времена для православия, при императоре Валенте (334-378), стороннике лжеучения Ария, отрицавшего единосущность Бога-Отца и Бога-Сына.
Епископом на Кесарийскую кафедру Василия возвели в 370 году. Святой занимал этот пост почти десять лет до своей кончины в 379-м.
Святитель проявлял себя твердым и принципиальным, строгим и сдержанным в соблюдении канонов. Все свои личные средства он использовал в пользу бедных – создавал богадельни, лечебницы, больницы, приюты для нищих и калек. Он также построил два монастыря – мужской и женский.
Василий Великий прославился святостью, глубоким знанием Священного Писания, ученостью, а также трудами на благо церковного мира и единства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий