среда, 10 марта 2021 г.

Батюшка подсказал, что говорить в ответ в Прощеное воскресенье


Приближается пост, а в его канун все православные просят прощения друг у друга. И даже кто с церковью на «вы», о Прощеном воскресенье что-то да слышал. Обычно люди говорят друг другу: «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю».

Мне стало интересно, почему именно такая постановка фраз? Что отвечать, если человека не прощаешь? И нужно ли извиняться, если уверен в своей правоте? Со всеми этими вопросами я обратился к батюшке. Его ответы меня удивили.

Немного о Прощеном воскресенье

В прошлом году мне довелось побывать на службе в Прощеное воскресенье. Впечатляющее зрелище, скажу я вам! Красивое, трогательное, полезное для души. Начинается служба вечером. Называют ее «Чином прощения».

В середине обычной вечерней службы (на первый взгляд) батюшка и другие священники переодеваются в темные одежды. Настоятель храма говорит проникновенные слова о важности прощения.

В конце батюшка просит прощения у всех прихожан и кланяется. Он говорит не заезженные фразы, которые все привыкли слышать. Его слова искренние, это чувствуется. Потом наступает очередь прихожан. Люди подходят к батюшке и просят простить их. У меня возникли странные ощущения. Будто я участвую в каком-то Таинстве. Вышел из церкви налегке. Словно кто-то сгреб с души засохшие листья и сжег. Стало хорошо, светло и чисто.

Зачем просить прощения?

В этом году я решил подготовиться к Прощеному воскресенью. Поговорил с батюшкой. Он отвечал просто. На вопрос «зачем мы просим прощение», батюшка ответил, что прощение нам нужно для спасения своей души. Все мы грешники, и каждый день кого-то обижаем или сами обижаемся. Конфликты происходят от гордыни и отсутствия смирения.

«Один только Бог – Судия нам, Он один имеет право судить и миловать». Мы не вправе судить кого-то, поэтому и говорим: «Бог простит».

Прощеное воскресенье дается нам для того, чтобы осознать свои ошибки, признаться в них. И чем сложнее даются слова, тем важнее их произнести.

Что нужно говорить

Неважно, какими словами просить прощения, главное, чтобы они были искренними.

Фразы «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю» условные. Придерживаться их не обязательно. Скорее наоборот. Лучше и правильнее сказать так, как велит сердце. Если вы действительно чувствуете свою вину, хорошо бы уточнить, за что извиняетесь перед человеком.

 Например:
  • «Прости меня за то, что подвел тебя».
  • «Прости, что был несдержанным в своих словах».
Если отношения между людьми теплые, это не значит, что извиняться не за что. Очень часто мы обижаем близких, сами того не понимая. Это может быть ложь «во благо», зависть, дурные мысли. 
Если ничего такого вспомнить не получается, можно сказать:
  • «Прости меня, если обидел вольно или невольно».
Отвечать можно тоже по-разному. Например, когда просящий извинения ни в чем не виноват, следует сказать:
  • «Я не держу обиды».
  • «Мне не за что тебя прощать».
Еще батюшка сказал, что просить прощения просто потому, что «все так делают», не правильно. Главное – внутренняя работа, а не то, что мы говорим.

Что ответить человеку, которого не прощаешь?

Прощать обидчиков очень важно. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Это легко понять и принять, если причиненное зло мелкое.

«А что насчет убийц, мошенников и других серьезных преступников, ломающих судьбы?» – спросил я батюшку.

Он сказал, что они, как никто другой, нуждаются в прощении Господа. Таким людям были посланы серьезные испытания, с которыми они не справились. Поэтому творят зло, ибо не ведают. 
Если такой человек сумел попросить прощения, нужно обязательно ответить:
  • «Бог простит».
Произнести это нужно с надеждой, что человек будет прощен Господом и сможет исправиться. Это своего рода признание, что «я не судья, я тоже грешник». Добавлять «и я прощаю» не нужно, если это не так.

Для того чтобы простить, нужно наступить на горло собственной гордыне. Побороть свой грех. Об этом нужно просить Бога в молитве.

Многие люди путают прощение с оправданием. Оправдывать плохие поступки нельзя. Так же не нужно отрицать боль, которую испытываешь. Прощение – это об искоренении обиды из своего сердца (желании отомстить, ненависти, злорадстве). Батюшка предложил посмотреть на ситуацию так. Через людей, которые совершают зло, Бог учит нас смирению. Они бьют по самому больному – гордости и тщеславию.

Нужно ли извиняться перед обидчиком?

Да. Особенно если обидчик – близкий человек: родственник, друг.

Просить прощения – добродетель, которая дается людям тяжелее всего.

Кажется, что вины-то нет. Это обидчик должен раскаяться и подойти первым. Но если посмотреть правде в глаза – гордыня мешает обоим. И наверняка в конфликте виноват не один, а двое. И не важно, кто больше. Судить об этом не нам, грешникам, а Богу. Наше дело – найти в себе силы примириться с окружающими, стать хоть немного смиреннее и чище.

Разговор с батюшкой меня очень воодушевил и заставил посмотреть на себя и отношения со своими близкими с другой стороны. Планы на Прощеное воскресенье колоссальные. Впервые жду этот праздник с нетерпением.
А как его будете праздновать вы?


Комментариев нет:

Отправить комментарий