вторник, 16 августа 2016 г.

У православных начался Успенский пост



Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, начиная с 14 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства.


Первый день Успенского поста еще называют Медовым спасом. Он установлен в IX веке в честь изнесения Древ Креста Господня. В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней.

До дня Успения Пресвятой Богородицы Древо Креста было доступно всем христианам для поклонения. На Руси отмечать праздник стали с конца XV века. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери.


За время Успенского поста проходят три Спаса, три праздника: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).

Кстати, до праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда. В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам.

Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах. Ну, а наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы.

Крестьяне также считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед. Для извлечения первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей. Первый мед клали в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду и относили в церковь.

После литургии священник освящал мед нового урожая. Часть освященного меда оставалась в церкви. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ. В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас.

В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики.

Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет. С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна.

«Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!» — просили крестьяне. С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины».

Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить. Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство. опубликовано 




Как соблюдать Успенский пост

УСПЕНСКИЙ ПОСТ по монастырскому уставу:

  • в понедельник, среду и пятницу Успенского поста сухоядение, то есть следует соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; 
  • во вторник и четверг - " варение пищи без елея", то есть горячая пища без масла; 
  • в субботу и воскресенье - пища с растительным маслом. 
Рыба на трапезе в Успенский пост разрешается один раз - 19 августа, в праздник Преображения Господня. Также в этот день разрешается вино и растительное масло.

До праздника Преображения, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, "если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август".

После праздника Преображения по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно включаются плоды нового урожая.

Хочется также отметить, что миряне стараются соблюдать пост в соответствии с уставом, ориентируется на свои собственные физическиеи духовные силы и нагрузки или же соблюдают пост по благословению духовника. опубликовано 

ВСЕМ БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ В СОБЛЮДЕНИИ УСПЕНСКОГО ПОСТА!

Комментариев нет:

Отправить комментарий