воскресенье, 17 марта 2024 г.

Масленица - магия прощания с зимой



Масленичная неделя, великое путешествие во времени, оставляющее за собой следы на пути поколений. Весь этот период, разбитый на два отрезка – Узкую и Широкую Масленицу, предстает как мозаика из древних обычаев, ритуалов и волшебства.

Узкая Масленица – понедельник, вторник и среда, звучат как начало застольных гуляний, что будто открывают грандиозный бал. В эти дни труды хозяйственные, будничные, уступают место радости и веселью. На первые три дня приходится возможность трудиться, созидать, готовиться к грандиозному торжеству. 

Но когда солнечные лучи окутают четверг своим золотом, земля и люди встречают Широкую Масленицу.

Эти четыре дня – четверг, пятница, суббота и воскресенье, словно острова в море повседневности, острова, на которых время течет по-особенному, как музыка, звучащая в дивном хоре. В Широкую Масленицу умещается вся красота и величие народной мудрости и традиций.

Понедельник — встреча


Первый аккорд этой чарующей мелодии – понедельник, день встречи, день, когда встречаются не только люди, но и души, звучащие в гармонии с древними обычаями. В этот день утром свёкор с свекровью отправляли невестку в родной дом, чтобы она могла провести целый день в обществе родных и близких. А вечером, словно звезды на небесном своде, сами приходили к сватам в гости. В этот день обсуждались планы на грядущие дни, готовились к великому празднику

И вот, в этот волшебный день, когда души свободны, как птицы в небесах, народ возводил свои чудесные сооружения: снежные горы, качели, балаганы. В каждом доме начинали печь тонкие, ароматные блины. Первый блин, словно первая капля дождя жаждущей земле, отдавался малоимущим, на помин усопших, как молитва за души ушедших в вечность.

А еще в первый день Масленицы в некоторых сёлах Витебской области совершается белорусский обряд более чем тысячелетней давности – «Похороны Деда». В одном из сельских домов воздвигается гроб с соломенным чучелом «деда». Замужние женщины оплакивают чучело, словно умершего человека. Потом гроб с «дедом» несут на кладбище и закапывают в снегу, соломе, или поджигают, возвращая его в вечный круговорот мира.

Вторник — заигрыши

Вторник, день заигрышей и веселья, день, когда сердца молодых бились в унисон с звучными мелодиями весенних ветров.

Вторник – время для смотрины невест, когда каждая девушка, словно цветок в поле, стремится расцвести перед глазами избранника. Все обряды Масленицы созвучны одному великому стремлению – сватовству, свадьбе, объединению двух сердец в неразрывной любви. Ведь после Великого поста, на Красную горку, наступало время весенних свадеб.

С раннего утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!» И, словно заклинание, пронизывающее время и пространство, звучали слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!», мантра, призывающая к соборности и общему радостному празднеству.

Среда — лакомка

Этот день известен также как Лакомка, как Скоромная середа. В этот день зять направляется к тёще, словно к источнику вечной мудрости и тепла, чтобы принять благословение вкусных блинов, что готовила мудрая хозяйка. В этот день тёща демонстрирует расположение к мужу своей дочери, в знак доверия и признания важности его роли в жизни семьи. Не только зять, но и другие гости находят уют и тепло под её крылом.

И в этот волшебный день раскрываются перед нами новые грани древних традиций. Аромат блинов, словно песня, звучащая на рассвете, наполняет сердца людей надеждой и восхищением перед чудом жизни и творения.

Четверг - разгуляй





Главное событие четверга — штурм снежного городка, ледяной твердыни, которая должна пасть с приходом весны. Масленичные гуляния сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. В селе Ураково Красненского района Белгородской области с четверга возили по деревне соломенного коня. Мастера создавали это удивительное чудо – туловище и голову коня из ржаной соломы заливали на ночь водой, до утра он замерзал. Тогда ему рисовали углём глаза. И на таком коне народ катался верхом, словно возвращаясь в древние времена, когда магия была вплетена в каждый уголок жизни.

В сёлах Солдатское и Роговатое Старооскольского района, парни устраивали масленичные проказы – подпирали двери бревном, засыпали снегом ворота и окна, затаскивали на крышу сарая телегу, рядились в вывернутые шубы, пачкали себе лицо сажей и пугали прохожих.

В Ярославле с четверга поют коляду, словно гимн благополучия и процветания. Народ ходит по домам, поздравляет хозяев с праздником. А в знак благодарности хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином, словно символом общения и дружбы.

Четверг, или Волосие, становился временем празднования во имя благополучия скота. Украинцы и белорусы уделяли особое внимание своему скоту, проводя ритуалы и обряды, направленные на обеспечение его процветания. Этот день был также известен как Власьев день, посвященный святому Власию, покровителю скота.

Каждый день Масленицы представляет новую главу древних обычаев и традиций, словно воспоминание о временах, когда человек был единым с природой и космосом.

Пятница — тещины вечерки

И вот наступила Пятница, день, когда земля обвивается в мягкую пелену тёщиного вечера, словно волшебство, что окутывает сердца людей теплом и светом. Этот день известен как тёщины вечерки, когда словно великие маги, тёща и зять ведут единый танец доброты и взаимопонимания.

В этот день тёща, великая хранительница семейного очага, с ответным визитом приходила в гости к своему зятю. Ее дочь пекла блины с любовью и заботой. Тёща приходила не одна, а со своими родственниками и подругами, словно армия добрых духов, призванных охранять домашний очаг.

И зятю, как воину перед важным испытанием, предстояло продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким, ежегодно повторяя клятву верности и преданности. Этот день светился ярко и тепло, словно символ единения и согласия в семейном кругу.

Так Масленица продолжала свой путь, принося в сердца людей радость и согласие, словно весенний ветер, что разносит весть о приходе новой жизни и надежды.

Суббота — золовкины посиделки



Суббота - день, когда сердца девушек открывались перед беседой и теплом золовкиных посиделок, словно звезды, что собираются на ночной небесной вечеринке, чтобы дарить свет и тепло друг другу.

Молодые невестки к себе в гости приглашали золовок и других родственников мужа, призывая к объединению и дружбе в семейном кругу. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, чтобы разделить с ними радость и тепло семейного очага. Если сестры мужа уже были в браке, словно птицы, что нашли свои гнёзда, то невестка звала свою замужнюю родню.

Новобрачная, в качестве хранительницы семейного огня, должна была подарить золовкам какие-нибудь подарки, призванные принести удачу и благополучие.

Так каждый день Масленицы приносил свои уникальные моменты радости и согласия, словно мозаика, что складывается в красивый узор жизни и любви.

Воскресенье - проводы

И вот настало Воскресенье, ключ, открывающий дверь к новой главе жизни, словно переправа через реку времени, что соединяет прошлое и будущее в вечном круговороте.

Этот день также называется Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье; Сыропустие, Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка, Чорна недиля. 

Это время, когда каждый просит прощения за причинённые обиды и неприятности, чтобы начать новую главу жизни с чистого листа.

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, относили блины на кладбище, призывая предков разделить радость начала нового весеннего цикла. Ходили в баню, чтобы очиститься и подготовиться к новому этапу духовного путешествия.

И в конце этого великого праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, прощаясь с символом Зимы-Мораны. Полученный пепел рассыпали по полям, чтобы он принес урожай и процветание.

В разных уголках России ритуал проводов Масленицы осуществлялся по-разному. На севере, в центре и на Волге традиционно совершалось сожжение чучела Масленицы. Участники масленичного поезда везли чучело на санях и бросали его в костёр вместе с традиционной поминальной пищей - блинами, яйцами, лепёшками, словно подношение богам природы.

В южных, средних и западных губерниях ритуал проводов Масленицы принимал форму символических похорон. Этот обряд был как бы встречей смерти Масленицы и рождением новой жизни весны. В разных местах эта церемония принимала разные формы, отличающиеся в деталях, но везде она имела своё особое очарование и таинственность.

Таким образом, проводы Масленицы, словно последний аккорд в этой великой симфонии, призывают нас к глубоким размышлениям о природе времени, жизни и смерти, о вечном цикле восходов и закатов, что сопровождают наше существование.



Комментариев нет:

Отправить комментарий