Помалу спеет хлебный колос, под солнцем нивы шевеля, и перепёлок тонкий голос всё чаще слышали поля.Жируют перепёлки-птички, с раздольных потчуясь «столов», — тут начиналась, по привычке, охота на перепелов.А на Мефодия особо на перепёлку выпал спрос: «Уж тут – гляди охотник в оба, но хоть одну, чтоб в дом принёс!»
В православном календаре:
- Петров (Апостольский) пост.
- День памяти священномученика Мефодия, епископа Патарского, монаха и мученика III–IV века.
- Священномученик Мефодий, епископ Патарский — проживал в Ликии. Он отличался иноческим смирением и учил свою паству христианству мирно и тихо, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту православия и боролся с ересью. Он не отступился перед гонителями, подтверждая верность Христу. Его ставили примером пастырской добродетели и смиренного сопротивления ереси. В 312 году епископа схватили язычники и казнили. После мученической кончины память о нём укоренилась как поддержка для тех, кто стоит за чистоту веры.
Память святого Мефодия укоренилась как пример смиренного исповедничества в гонениях в Малой Азии, когда он стоял за чистоту веры даже под угрозой мученичества.
Мефодий оставил после себя богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства, изложение православных догматов против ереси, нравственные поучения и толкования Священного Писания.
- День памяти преподобного Сампсона Милостивого, пустынника VI века.
- Преподобный Сампсон, отшельник пустыни, известен был своим милосердием и чудесными дарами учительства, привлекав экзегетов и входящих в монашескую жизнь. Являлся образцом монашеской любви к ближнему: лечил бедных, развивал молитву и пост в глубоком уединении. Известен чудесами помощи обездоленным, считался покровителем жалостливых сердец. Умиротворённый, щедрый, он является символом тихого служения без огласки.
- День памяти благоверного князя Глеба Владимировского.

- Князь Глеб Владимирский — сын Андрея Боголюбского — принял христианство, отказался от борьбы за княжение, посвятив себя молитве и распространению веры. После тайной и трагической смерти стал восприниматься как кроткий защитник и миротворец. Память о нём вдохновляет на отказ от насилия и стремление к усилению духовных связей в народе. Память Глеба была введена в Русской Церкви в честь чуда и покровительства русскому княжеству. Был причислен к лику святых уже после смерти.
В народном календаре (20 июня по старому стилю):
- День памяти преподобного Сампсона Милостивого, пустынника VI века.
- Преподобный Сампсон, отшельник пустыни, известен был своим милосердием и чудесными дарами учительства, привлекав экзегетов и входящих в монашескую жизнь. Являлся образцом монашеской любви к ближнему: лечил бедных, развивал молитву и пост в глубоком уединении. Известен чудесами помощи обездоленным, считался покровителем жалостливых сердец. Умиротворённый, щедрый, он является символом тихого служения без огласки.
- День памяти благоверного князя Глеба Владимировского.
- Князь Глеб Владимирский — сын Андрея Боголюбского — принял христианство, отказался от борьбы за княжение, посвятив себя молитве и распространению веры. После тайной и трагической смерти стал восприниматься как кроткий защитник и миротворец. Память о нём вдохновляет на отказ от насилия и стремление к усилению духовных связей в народе. Память Глеба была введена в Русской Церкви в честь чуда и покровительства русскому княжеству. Был причислен к лику святых уже после смерти.
В народном календаре (20 июня по старому стилю):
- Мефодий Перепелятник, Паутинный день, Погодоуказатель, Мефодия день
По народному календарю 3 июля 2025 года отмечается день Мефодия - Перепелятника,
Этот день отражает уникальное сочетание церковной жизни: исповедничество в Евангелии, монашеское уединение и княжеский пример. В богослужении звучат специальные песнопения — тропари и кондаки — раскрывающие характер каждого святого. Особенностью дня служит особый чин причастия и освящения воды, символизирующий благодать и обновление.
Верующие молятся о защите подвижников, заступничестве пред лицем властей и за мир в семьях — что соответствует образам князя Глеба.
Прихожане приносят на службу продукты: хлеб, мед, свечи — отдавая дань бессребренничеству Сампсона. Монастыри устраивают лекции и чтения житий, вдохновляя современное поколение примерами молчаливой любви и тишайшего служения.

На Мефодия- Перепелятника — каждый охотник до перепелиной ловли большая забота, примечал — носится ли тенетник-паутина над ржаным полем, толкется ли кучами мошкара над хлебами. Все это — приметы того, что много перепелов летом будет.
Паучья паутина, сети-тенета - экая мелочь, и ее не обошли вниманием деревенские природознаи. Потому что, к поведению мизгирей (пауков) присматриваясь, строили о погоде наметки, виды на грибной урожай.
Сегодня наблюдали за пауками.
Мефодия в народе называли паутинным или тенетным днем, а пауков - барометрами. По их поведению угадывали погоду.
Обычно перед дождем паук прятался, бросая свою паутину. А если начинал латать дыры в сетях или же делал новые, то значит, и погода значительно улучшится. Трудится паучок с особым старанием - на улице будет тепло и солнечно.
На Мефодия дождь — до бабьего лета дождь.
День называли указателем погоды.
Дети шли после дождика в место, где всегда было звучное эхо и громко кричали: «Гнилая колода, гнилая колода, чи будет завтра погода? Когда будет – отгукни-ись! А не будет – заикни-ись!»
И если эхо было звонким, то погода будет ясная и теплая. Если отголосок немой был, то непогода и дальше продолжится. А непогоду не жаловали, потому что предстояла тяжелая уборка сена и трудная жатва.
Все охотники живут в ожидании скорой охоты на перепелов. На Руси в этот день был праздник для перепелятников. Мужчины начинали готовиться к своему промыслу и подмечали различные приметы. Основными признаками были дождь, перепела и тенёта(паутина).
Коли над озимью носится тенетник (паутина) — будет лов перепелов.
Над озимыми хлебами паутинки и мошкара летает, значит охота удачной будет. Летит тенёта - удачная охота. А если много свиста перепелиного, то охоты не будет. Если в песне перепела слышится подь полоть, шить, полоть - лен уродится хорошим, а если перепел больше вавакает, тогда горе бабам - лен плохой уродится.
Если сегодня увидеть белого перепела, то наступит счастье великое. А если его еще и поймать, то удачу тогда за хвост подцепишь. Вот и вставали мужички рано, да шли в рожь на перепелов охотиться. Дела свои все забрасывали, да ползали по земле с сетями, да с силками. Все надеялись свое счастье поймать.
Что нельзя делать
Комментариев нет:
Отправить комментарий