Навигация блога

воскресенье, 16 марта 2025 г.

16 марта церковный праздник — Евтропиев день - традиции, поверья , приметы и главные запреты

Пришёл, наведался Евтропий, как приходил из века в век, — весенний путь ручьём торопит и топит солнцем талый снег! Медведь поднялся из берлоги, как говорили, в этот день. Свежо, а тени так пологи, перешагнув через плетень.
Пошёл мужик проведать поле, его крест-накрест обойти: «Дай, солнце, вод в поля поболе, да чтоб снегам не враз сойти!» Быть, видно, завтра дню ненастным — садилось солнце в облака. Те опасенья не напрасны — досель сбывалось всё пока.

В православном календаре: 

  • Память мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска.

16 марта православные христиане отмечают день памяти святого Евтропия Амасийского, который пострадал за веру вместе с Клеоником и Василиском. 

Евтропий жил в городе Амасия (сейчас это Турция) в III-IV веках. Он вместе с братом и племянником распространял христианство, за что их посадили в тюрьму. 

Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года.

Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице.

Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. 

Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: "Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического, и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему Феодору пришел еси". В ответ на мольбу святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и с ними святой великомученик Феодор Тирон, сказавший им: "Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни".

Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя. Они стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел увести мучеников. Потом правитель пригласил святого Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином.

Но Евтропий отверг это предложение. На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертвы. Тогда Евтропий стал просить Спасителя: "Господи, буди с нами, а все языческое беснование истреби. Даждь, да на месте сем христиане Бескровные Жертвы принесут Тебе, Истинному Богу". Только прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, а с ними разбилось и изображение богини Артемиды. Все бросились из храма, чтобы не погибнуть среди развалин. Среди шума землетрясения раздался свыше глас: "Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан".

Когда кончилось землетрясение, едва опомнившийся от страха правитель Асклипиодот велел врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать кипящей смолой. Святые стали молиться Богу, а Евтропий воскликнул, обращаясь к мучителям: "Да обратит Господь дело ваше против вас!" И смола стала обтекать тела мучеников, как вода мрамор, и обжигать мучителей. Видевшие это пришли в ужас, а правитель в ожесточении приказал рвать тела святых железными крючьями и уязвлять их раны горчицей, смешанной с солью и уксусом. Святые и эти муки перенесли с удивительной твердостью.

Последнюю ночь перед казнью мученики провели в молитве, и снова Господь явился им и укреплял их.

Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск оставлен в заточении.

22 мая в городе Команах казнили святого Василиска. Его обезглавили, а тело бросили в реку. Однако христиане нашли его останки и похоронили их на вспаханном поле. Позже в Команах была воздвигнута церковь во имя святого Василиска.

  • Праздник Волоколамской иконы Божьей Матери - великой святыни Подмосковья. Икона чудотворная и по молитвам к ней много чудес и исцелений совершалось. Но больше всего просили у иконы заступиться за Землю Русскую.
  • Великий пост, вторая седмица.

В народе сегодня (3 марта по старому стилю):
  • Евтропия день, Евтропий или Медвежье пробуждение.

Суеверия и народные приметы 16 марта

На Руси день памяти святых был известен как Евтропиев день. Еще одно название — Медвежье пробуждение. 

Традиционно в Евтропиев день  было принято помогать нуждающимся и делиться с ними.        Люди отдавали ненужные вещи и подавали милостыню, веря, что всё сделанное вернётся им сторицей. В старину верили, что чем больше добрых дел человек успеет сделать за день, тем больше хорошего к нему вернется.Кроме того, в этот день 

Считалось, что именно в это время медведи выходят из берлоги. Поэтому в день Евтропия наши предки старались не ходить в лес, так как верили, что медведи просыпались и встреча с голодным животным могла быть опасной.

Чтобы голодные животные не приближались к дворам, не резали птиц и домашний скот, иначе запах крови мог привлечь хищника. Вместо мяса на стол обычно подавали пироги и другие закуски.

Главным же ритуалом дня было привлечение солнца, дабы ускорить приход весны. В деревнях было принято обходить крест-накрест поля, приговаривая: «Евтропий путь торопит да снег топит».

В Древней Руси 16 марта было принято совершать особый ритуал, связанный с Солнцем. Крестьяне сегодня обходили поля крест-накрест - это была главная традиция дня. Таким образом привлекали тепло. Этот обряд был направлен на то, чтобы Солнце растопило снег, наполнило землю теплом и защитило мир от зла и болезней.  И заодно солнцу показывали, что хватит уже отдыхать, пора и за работу приниматься, поля снежицей поить.

В качестве оберега на борозду клали перекрещенные ветки ивы. Крест, который использовали в этом ритуале, называли «божьим знаком». Он символизировал свет и плодородие. Этим знаком отмечали наиболее почитаемые и опасные места, а также важные предметы.

Для изготовления крестов использовали различные материалы: липу, орешник, солому, колосья, глину. Эти формы также использовали для выпечки. В некоторых поселениях, чтобы хлеб получился удачным, делали крест из теста на входной двери.

Для защиты дома от злых духов на стенах, у окон и в углах рисовали кресты мелом, свечой, чесноком, дегтем и даже кровью животных.


Крест был не только оберегом, но и использовался как символ веры. Его носили на теле, осеняли себя им во время работы, перед выходом из дома и сном, а также за столом.

Крест был символом смерти. Могильный крест считался местом, где обитала душа умершего. Существовали различные типы крестов: придорожные, памятные, поклонные, обетные. 

Люди верили, что они защищают посевы от града и засухи, селения от эпидемий, отмечают места разрушенных храмов и зарытых сокровищ.

Перекрёстки считались опасными местами, где злые духи могли причинить несчастья и болезни. Вода, которой омывали крест, считалась целебной.

Крест у славян был символом солнца и обозначал тепло, свет и плодородие. Его наделяли чудодейственной силой и ставили в наиболее опасных местах - перекрестках и границах села.

А еще было поверье, что крест посевы и урожай защищает от природных напастей, а людей и животных - от нечистой силы и хворей.

Женщины проводили обряд на «пришивание» мужа. Они обматывали запястье девять раз заговоренной ниткой и пришивали её к вещи супруга, прося пришить мужа к себе, чтобы никто не смог разорвать их союз.

День считался удачным для косметических процедур. Накануне праздника девушки и женщины опускали в чистую воду серебряный предмет. С восходом солнца его убирали и умывались целебной водой. По народным поверьям, эта процедура позволяла сохранить красоту и молодость.

Мартовская вода у народа в почете. Она считалась целебной и её давали пить хворым и промывали рaны. Снежицу использовали молодые девушки, чтобы избавиться от веснушек. А все женское население запасалось этой водой впрок для того, чтобы волосы были длинные и густые.

Чтобы укрепить здоровье и избавиться от хворей, приобретенных за зиму, в праздник ходили в баню. Наши предки считали, что пар помогает укрепить тело и дух. Поправить здоровье стремились перед началом полевых работ, которые требовали много труда и сил.

Что нельзя делать сегодня, в Евтропиев день

 В прошлом существовал ряд запретов. Например, после полудня не рекомендовалось выносить мусор. Нарушение запрета вело к потере благополучия и достатка.  Считалось, что таким образом человек может поделиться своим счастьем и благополучием с окружающими.

Также было принято не покидать жилище после захода солнца. В это время, по поверьям, по земле бродит нечистая сила, которая может принести человеку беды и несчастья.

Также существовали определённые ограничения в использовании острых предметов, поскольку это могло привести к ссорам.

Наконец, после заката солнца было запрещено давать в долг хлеб, соль и деньги, так как это считалось плохой приметой, которая могла привести к нищете.

По этой же причине не давали и не брали деньги в долг. Считалось, что иначе долги растянутся на весь год.

С праздником также связаны весьма необычные суеверия. Чтобы не привлечь нечистую силу, которая активизировалась весной, из дома полагалось выходить спиной вперед. Возвращаться следовало таким же образом. Еще нельзя было подолгу смотреться в зеркало, так как через отражение в жилище могли проникнуть потусторонние силы.


Приметы и поверья  по погоде

По приметам дня судили о предстоящей погоде и будущем урожае. 

  • Если в полдень солнце заходило за облака, то следующий день будет ненастным. 
  • Купающиеся в проталинах вороны предвещали скорое потепление. 
  • А если в середине марта прилетали скворцы, то знали — летом будет много хлеба.
  • Если ворона в снегу купается – к ясной и теплой погоде. 
  • Если прилетели трясогузки — лед скоро пойдет.
Именины сегодня у Марфы, Михаила, Евтропия.

Про тех, кто родился в этот день говорили, что они дороги хорошо знают. И не только дорогу, но и всякую тропинку в лесу и даже название им давали особое.

И очень тяжело было этих людей с дороги сбить, они ее слушали. И помогали тем, кто в лесу заблудился или же сбился с пути.

Комментариев нет:

Отправить комментарий