Федо́скинская миниатю́ра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. В настоящее время федоскинская миниатюра , имеющая особенные черты, особую технику и узнаваемый стиль известна во всем мире.
Первое производство возникло в 1795 году, организовал его купец П. И. Коробов , вначале здесь делали лаковые козырьки для фуражек. Через три года Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и начал изготавливать, популярные в то время, табакерки для нюхательного табака, украшенные наклеенными на крышку гравюрами покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.
После смерти П. И. Коробова, фабрика некоторое время находилась во владении его дочери, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет.
В 1831 году, на художественно-промышленной выставке в Москве П. В. Лукутин был награждён золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839 году — на выставке в Петербурге — золотой медалью на Владимирской ленте. Продолживший дело, Александр Петрович Лукутин (1819—1888), на выставке в Варшаве также получил золотую медаль на Анненской ленте; в это время на фабрике трудились 40 вольнонаёмных рабочих, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище.
Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя последовательно: замалёвка (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.
В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи).
В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно.Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России.
Федоскино – это, прежде всего школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру, особенные “федоскинские” черты, особую технику и узнаваемый стиль, знаменитый сейчас во всём мире. Произведения современных федоскинских художников отличает свобода выбора тем и композиционных решений.: лирические пейзажи, жанровые сценки, портреты, исторические миниатюры, сказочные сюжеты, городские пейзажи…
Художник Данилина Юлия.
Дюймовочка.
Утро
На шаре
Бал
Девушка на балу.
Саша
Дуняша.
Золотое платье.
Осень пришла
Сентябрь.
Снегурочка.
Художник Дмитриева Татьяна.
Художник Дубовикова Галина. “Красавица”
Художник Маргарита Белова. “Чарка меда”
Папёнов Михаил. Суздаль
Александр Михеев. ” Расея.”
Александр Борисов. “В деревне”
Владимир Антонов. “Пряха”.
Елена Алдошкина . “Колючки”
Яблонька
Все ломаем голову: что у "Красавицы" на правом плече коричневого цвета?
ОтветитьУдалить